Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?


Часто задаваемые вопросы

Вопрос. Какой документ получит ребенок, если он будет обучаться по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью

Ответ. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 60, п.13) лицам с различными формами умственной отсталости, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Более подробная информация представлена в Приказе Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. N 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»

Вопрос. Какие итоговые экзамены сдают те школьники, которые учатся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью?

Ответ. Основные требования к итоговой аттестации прописаны в приложении к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599). Содержание и процедуру проведения итоговой аттестации образовательная организация разрабатывает самостоятельно.

Как правило, это находит отражение в локальном акте (он может называться, например, «Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации детей с умственной отсталостью, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе»).
Итоговую аттестацию обучающихся по варианту 1 образовательная организация проводит в форме двух испытаний: • первое — предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни; • второе — направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда. Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не зачет». Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП по варианту 2 также осуществляется организацией. Предметом итоговой оценки освоения АООП должно быть достижение результатов освоения программы последнего года обучения и развитие жизненной компетенции обучающихся. Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимся программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценивание осуществляет экспертная группа, состоящая из представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи.

Вопрос. Есть ли колледжи, которые принимают на обучение подростков, которые закончили школу по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью?


Ответ. Да, такие колледжи есть. Свидетельство, получаемое лицами с различными формами умственной отсталости, обучавшимися по адаптированным основным общеобразовательным программам, дает право на продолжение получения образования по основным программам профессионального обучения. Профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) осуществляется на основе адаптированных основных программ профессионального обучения. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам
профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Учащимся, не получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.
Выбор программы профессионального обучения для конкретного обучающегося будет зависеть от ряда факторов: его интересов, способностей, состояния здоровья, пола, актуального перечня профессий, должностей служащих с учетом потребности в рабочих кадрах в субъекте Российской Федерации и др. Более подробная информация содержится в «Письме Минпросвещения России от 11.02.2019 N 05-108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости». Информация о колледжах содержится также на сайте школы в разделе «Выпускнику».


Вопрос. Чем отличается обучение по адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью от других адаптированных программ.


Ответ. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Данная АООП существенно отличается от других АООП 1-го и 2-го вариантов и схожа с вариантами 3 и 4 остальных адаптированных программ (они также ориентированы на учащихся с умственной отсталостью, но имеющих дополнительные нарушения развития). По содержанию и итоговым достижениям образование по данной АООП не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья (то есть, речь идет о нецензовом образовании). Учебные планы, по которым учатся дети и подростки с интеллектуальными нарушениями существенно отличаются от тех, по которым обучаются учащиеся, которым не требуется создание специальных условий, а также школьники других категорий с ОВЗ (АООП 1 и 2 вариантов). Академический компонент образовательной программы существенно уменьшается, в сравнении с вариантами 1 и 2 других АООП, больше внимания уделяется развитию сферы жизненной компетенции. Причем, по 2 варианту еще больше уменьшен академический компонент, чем даже в 1-ом; основное внимание уделяется формированию жизненных навыков.
В учебном плане нет таких предметов как «химия», «физика» и т.п., но введены специальные предметы, способствующие практической подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и труду, формированию у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, коррекции имеющихся нарушений («Основы социальной жизни», «Домоводство», «Речь и альтернативная коммуникация, «Адаптивная физкультура» и др.). Обучение осуществляется по специальным учебникам, учебным и дидактическим материалам, по особым технологиям, учитывающим особенности детей и подростков с интеллектуальными нарушениями. Учитывается потребность в индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной, смысловой организации образовательной среды. В реализации АООП варианта 1 может быть выделено два или три этапа: I этап ― (дополнительный первый класс ― 1) 1-4 классы. Его цель — формирование основ предметных знаний и умений, коррекция недостатков психофизического развития обучающихся. II этап ― 5-9 классы — направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. III этап ― 10-12 классы — решаются задачи, связанные с углубленной трудовой подготовкой и социализацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде. Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 -13 лет. По окончании обучения выпускникам выдается не аттестат, а свидетельство об обучении. Оно дает право на продолжение получения образования по программам профессионального обучения

.
Вопрос. Может ли ребенок, которому ПМПК рекомендовала обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью продолжать учиться со своими одноклассниками, обучающимися по обычной программе, и дальше - во втором классе - или нужно переводить его в специальный класс?


Ответ. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) АООП может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Учебные планы, по которым учатся дети и подростки с интеллектуальными нарушениями существенно отличаются от тех, по которым обучаются учащиеся, которым не требуется создание специальных условий, а также школьники других категорий с ОВЗ. Поэтому, если ваш ребенок будет продолжать учиться в том же классе, обучение будет протекать по индивидуальному учебному плану. В этом случае эффективна такая модель обучения, при которой вместе с классом он будет посещать только те уроки, на которых ему не сложно будет вместе с одноклассниками усваивать материал (разумеется, при создании для него специальных условий). Это, как правило, физическая культура, музыка, изобразительное искусство. Во время тех уроков, материал которых ему вместе с одноклассниками усвоить сложно (математика, письмо и т.д.), либо это уроки, которых нет в учебном плане обучающихся по обычным программам, с ним будет заниматься другой учитель в это же время, либо учитель класса, но в иное время. Если ваш ребенок будет учиться в классе, где все ученики обучаются по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), то все уроки он будет находится с одноклассниками (если, конечно, нет каких-либо причин, по которым ему рекомендовано учиться по индивидуальному учебному плану). Такая модель обучения, как показывает практика, более эффективна. Выбор модели обучения – право родителей/законных представителей. Но хотелось бы порекомендовать Вам прислушаться к мнению специалистов (учителей и сотрудников службы психолого-педагогического сопровождения) образовательной организации.


Вопрос. Где родители могут посмотреть программу, по которой будут обучать ребенка (ПМПК рекомендовано обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью)?


Ответ. Адаптированная основная общеобразовательная программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией (размещается на сайте в соответствии со ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) и с учетом примерной Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с которой можно ознакомиться на сайте (https://fgosreestr.ru). Механизм разработки и утверждения АООП прописываются в локальном акте школы (как правило, он носит название «Положение о порядке разработки и реализации адаптированных основных (обще)образовательных программ»). После утверждения АООП размещается на сайте образовательной организации.
Вопрос. Обязаны ли родители/законные представители предоставить в образовательное учреждение заключение ПМПК о том, что ребенку рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью?


Ответ. Нет, не обязаны. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) носит для родителей/законных представителей детей рекомендательный характер. Но все же стоит при этом понимать, что, если ребенку необходимы специальные условия получения образования, а
родители/законные представители своими действиями препятствуют этому, они тем самым нарушают права ребенка. Обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью существенно отличается от обучения по основным образовательным программам.
Для развития ребенка с умственной отсталостью и коррекции имеющихся у него трудностей очень важно создать специальные условия образования. Это можно сделать только по предоставленному заключению ПМПК и обучая его по соответствующей АООП.


Вопрос. Если на ребенка получено заключение ПМПК о том, что ему рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью, должны ли родители написать заявление о переводе ребенка в класс, где обучаются умственно отсталые дети?

Ответ. После получения заключение ПМПК о том, что ребенку рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью, родители/законные представители пишут заявление на имя директора школы о необходимости создания для ребенка специальных условий получения образования и переводе на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП). И далее, исходя из рекомендаций ПМПК, школьного психолого-педагогического консилиума, мнения родителей/законных представителей, возможностей школы (не во всех комплексах есть отдельные группы/классы для обучающихся по данному варианту АООП) подбирается формах реализации АООП. Это может быть как обучение совместно с другими школьниками, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях (ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).


Вопрос. Могут ли школьники с умственной отсталостью учиться во вторую смену?

Ответ. Согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26) образование для всех обучающихся с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, осуществляется в 1 смену по 5-ти дневной учебной неделе.
Вопрос. Ребенку, обучающемуся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью нужны какие-то особые учебники?

Ответ. Обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) должно быть организовано с использованием специальных учебников. Во ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) указано, что учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся; подбора специального учебного и дидактического материала. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая специальные прописи. При реализации варианта 2, как показано в этом же документе, необходим специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 79, п.11) специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература предоставляются таким обучающимся бесплатно.
Вопрос. Если ребенок начал обучаться в школе только в 9 лет по адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью, то его в 18 лет отчислят из школы?

Ответ. Нет, обучающийся с умственной отсталостью имеет право закончить обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) несмотря на то, какой у него возраст.


Вопрос. Школа сама решает, сколько должен продолжаться урок и коррекционное занятие с учеником, обучающимся по АООП для обучающихся с умственной отсталостью?

Ответ. Продолжительность занятий, перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26. Вместе с тем, в отношении некоторых обучающихся (на период адаптации, при наличии повышенной утомляемости, по рекомендации врача, либо по иным объективным и серьезным причинам) возможно сокращение времени пребывания ребенка на уроке/занятии или уменьшение продолжительности коррекционного занятия. Данный вопрос рассматривается и утверждается на заседании ППк; необходимо и согласие родителей/законных представителей.


Вопрос. Сколько с ребенком, обучающимся по адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью вариант 1, должен заниматься после уроков логопед, психолог и дефектолог?

Ответ. Учитель-логопед, педагог-психолог и учитель-дефектолог являются специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения, которые реализуют содержание коррекционно- развивающей области учебного плана. В Учебном плане, представленном в примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (с ней можно ознакомиться на сайте (https://fgosreestr.ru), указаны обязательные курсы коррекционно- развивающей области. Для 1 варианта — это «Ритмика» и «Коррекционные занятия (логопедические и психокоррекционные)». Всего на эти занятия отводится не менее 6 часов в неделю из 10, которые отводятся на всю внеурочную работу. Во 2 варианте — «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация», «Коррекционно-развивающие занятия». С 1 дополнительного по 5 класс на них отведено 10 часов, с 6 по 12 классы – 8 часов. Кроме того, содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПРА. Это количество часов разделено между специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения. Согласно ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599), выбор коррекционных курсов для конкретного обучающегося и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией, исходя из его особых образовательных потребностей на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПРА.


Вопрос. Может ли психолого-педагогический консилиум школы перевести ребенка, обучающегося по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью с 1 варианта на 2, если у него плохие оценки за контрольные работы?

Ответ. Психолого-педагогический консилиум школы не может перевести ребенка, обучающегося по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью с 1 варианта на 2-ой ни по какой
причине. В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) указано, что переход обучающегося с одного варианта АООП на другой возможен только на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Только на ПМПК могут дать новое заключение с измененным вариантом АООП.


Вопрос. Нам положен тьютор?

Ответ. Во ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) указано, что при необходимости в процессе реализации АООП возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника). Необходимость в тьюторе определяет психолого-медико-педагогическая комиссия (отмечая это в своем заключении), если видит в этом необходимость.


Вопрос. Чем тьютор отличается от ассистента?

Ответ. Тьютор – специалист в области воспитания, относящийся к педагогическим работникам, имеющий педагогическое образование. Требования к образованию данного специалиста, его трудовые функции, и т.д. прописаны в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.01.2017 г. №10н «Об утверждении профессионального стандарта в области воспитания».
Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 26.01.2017 г. № 45406). Он оказывает именно педагогическую поддержку ребенку. Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья относится к младшему обслуживающему персоналу, обобщенная трудовая функция которого – деятельность по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Более подробная информация содержится в профессиональном стандарте «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» ((Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2017 г. N 351н Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»).

?>